Центр экспериментирования
Созданием центров экспериментирования мы занялись в 2021 году. Решали мы этот вопрос в рамках годовой задачи. Перед началом изменений мы прошлись по всем группам и увидели, что в каждой группе есть этот центр (обычно какой-нибудь шкаф с полочками, дверцами). Педагоги с удовольствием демонстрировали нам шишки, желуди, стаканчики, пробирки, трубочки и даже микроскопы. Но все это богатство было не востребовано у детей. Они просто не заходили в этот центр. На этом этапе работы мы уже осознавали, что мы что-то делаем не так.
Мы предложили нашим педагогам провести наблюдение за деятельностью детей и выяснить: сколько детей интересуются этим центром? Сколько по времени дети находятся в этом центре? Проводят ли дети опыты? Зовут ли дети взрослого на помощь, чтобы разобраться, что нужно делать? Удобно ли в центре заниматься экспериментированием? Есть ли в центре вертикальная поверхность? Сколько детей одновременно могут находиться в центре?
И вот тут мы отчетливо поняли, что подход к организации центра экспериментирования необходимо срочно менять. Нам нужна перезагрузка.
Мы стали создавать небольшие уютные пространства, в которых могло бы находиться от 2 до 4 детей. В этом центре необходим стол. Это может быть обычный стол + стол для воды и песка (только обязательно нужно убрать все крышки – иначе не работает). Также просто жизненно необходимо снять все дверцы со шкафов (впрочем, как и в любом другом центре). Мы приобрели в это пространство магнитные доски. Сначала они были размером 60 * 90 см, но поняли, что удобнее использовать размер 90 * 120 см. На такой доске могут работать одновременно два ребенка, помещается много интересного материала.
Мы предложили нашим педагогам все шишки и желуди переместить в центр художественного творчества, а в этом пространстве оставить познавательные игры. Но результат, которого мы ждали, все же не наступил…
Мы все вместе еще раз проанализировали содержание наших центров – это пробки, крышки, трубочки, магниты, пробирки и многое другое и еще альбомы для рассматривания. И задумались: вот ребенок заходит в центр экспериментирования… и не знает, как с этими предметами взаимодействовать. Ему нужна помощь взрослого.
И мы обратились к такому понятию – АВТОДИДАКТИЧНОСТЬ (мы изучили ее подробно в пособии «Говорящий дом» автора Ю.В. Илюхиной).
"Автодидактичность - это такое свойство среды, которое позволяет ребенку самообучаться, без взрослого рядом" - Ю.В. Илюхина.
Все мы понимаем, что этот вид деятельности достаточно сложный, для него требуется определенная структура. Совсем непросто сделать так, чтобы у ребенка получилось свое маленькое исследование какого-либо явления или свойства.
На первом этапе мы обратились к образовательной программе нашего дошкольного учреждения – ведь в ней прописаны возможные достижения ребенка по каждому возрасту. Педагоги еще раз выделили для себя задачи образовательной области «Познавательное развитие» для своей группы.
Мы приобрели по 3 контейнера в каждую группу, а педагогам дали задание найти интересные опыты, которые позволят решить образовательные задачи, но при этом они не должны быть технически сложными для детей.
Затем заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Калчева Юлия Викторовна провела мастер-класс по созданию бокса по экспериментированию: как сделать карточку с заданием, чтобы ее можно было использовать много раз, чтобы ребенок сам мог понять, какое задание необходимо выполнить. Как заполнить бокс, чтобы ребенок мог самостоятельно выбрать материал. Обратила внимание педагогов на то, что очень необходимо добиться полного соответствия карточки с заданием (цвет, форма) с предметами в боксе.
Затем на мастер-классе мы отработали с педагогами задачу по обучению наших детей работать с боксом (мы понимали, что еще недостаточно сформированы процессы саморегуляции у детей, присутствует быстрая переключаемость внимания). Поэтому, очень важно на первом этапе показать, как это работает.
Далее на мастер-классе наши педагоги разрабатывали карточки-фиксации опыта. Это очень важный момент, потому что ребенку необходимо не только провести эксперимент, но и показать всем результаты своей деятельности. Юлия Викторовна показала педагогам, что в карточке-фиксации обязательно должна быть дата проведения опыта, имя ребенка, а результаты опыта ребенок отмечает удобным для него способом (галочка, точка или +). А еще очень важным элементом бокса должен быть предмет-помощник – это фломастер или маркер, чтобы он всегда был под рукой (за ним не нужно было идти в центр творчества), чтобы сразу зафиксировать результат своего опыта.
Вот так теперь выглядят наши центры экспериментирования. Сейчас наши педагоги только контролируют, чтобы в центре всегда были карточки с именами, информация для копирования, пополнение материалами. Остается только презентовать новые боксы и радоваться успехам своих воспитанников.
У нас получилось. Центр экспериментирования заработал!
Попробуйте и вы.