Создание центров активности в группах
Работа над зонированием.
Если в группе нет зонирования, так ли это важно?
Когда мы задумались над изменением развивающей среды наших групп, мы стали думать с чего же надо начать. В Интернете было много фото разных центров, но четкого понимания у нас не складывалось. Мы пошли на экскурсию в группы (когда дети ушли гулять) и, что мы увидели? В каждой группе много сюжетной мебели. Она фабричного производства, красиво смотрится. Есть стеллажи для хранения игрушек и материалов для занятий. По центру каждой группы расположен ковер (чаще всего с изображением дороги). Мебель располагается по периметру, много места в центре группы. Так что в этом плохого? На первый взгляд ничего, но мы увидели развивающую среду без ее главных участников, наших воспитанников.
Мы подумали и решили повторно прийти в группы, после полдника, когда дети будут заниматься самостоятельной деятельностью. Мы увидели, что большая часть детей играет в центре на ковре: там и строят из кубиков, играют в сюжетные игры, катают машинки и смотрят книги. Мы увидели, что нашим детям приходится прямо делить ковер на части, что приводит к ссорам и обидам (из-за сломанной постройки). Еще мы отметили, что дети это делают вынужденно, а все наши красивые шкафы стоят абсолютно не задействованными, потому что так играть не удобно. А еще мы увидели, что некоторые дети с удовольствием бегают в таком пространстве, им это нравится, но это очень опасно.
Что дает зонирование?
Нас заинтересовала возможность создания нескольких небольших центров активности. Мы стали создавать маленькие (для 2 – 4 детей), уютные центры. Все высокие шкафы мы положили на бок – так у нас получилась низкая, устойчивая граница у центра. В каждой группе сделали ширмы, чтобы можно было отделить вход в центр активности, или центр друг от друга. Таким образом, в каждой группе получилось от 7 до 9 центров. Нас очень вдохновила такая перестановка. Мы понимали, что в таких уголках очень интересно находится, можно найти интересное для себя дело.
Важный момент – в наших группах много детей!
Мы с интересом стали наблюдать за жизнью детей в обновленных группах и увидели, что ребята распределяются по разным уголкам по своим интересам, их совсем нет в центре на ковре. Мы задавали педагогам вопрос: «У вас сегодня мало детей?». И оказывалось, что детей много, но они так хорошо распределены в пространстве группы, что это было похоже на волшебство.
ВЫВОД: если в группе много детей, то зонирование пространства просто необходимо!
Места в группе может стать меньше… Когда мы расположили мебель, перегородив пространство, то поняли, что необходимо ее рассортировать и убрать лишнюю. Мы оставили только ту, которая была наиболее функциональна и востребована у детей. Все небольшие стеллажи мы оставили, создав из них наши центры. Таким образом, мы одно пространство заполнили, но у нас получилось освободить другое пространство – наши стены.
В группе появились небезопасные углы… Мы с удивлением обнаружили, что как только мы сделали центры и появилось зонирование, дети перестали бегать в группе. Дети имеют возможность спокойно передвигаться, обходить все углы. В младших группах мы сделали специальные мягкие накладки, чтобы дополнительно обезопасить среду.
А где же кормить детей?
Все наши группы стали выглядеть по-другому. Сейчас в группе нет специально выделенного места, где дети едят. Это дало нам возможность освободить половину группового пространства.
Мы убрали часть столов в центры: творчества, экспериментирования, математики, грамоты и речи, дидактических игр. Конечно, мы приняли это не сразу, но постепенно пазл накрывания и убирания со столов сложился.
Это была серьезная перезагрузка нашего сознания, но теперь мы и не вспоминаем как было раньше. Сейчас мы идем вперед и ищем новые пути преобразования нашей развивающей среды.