Программа "Молодой педагог - начало пути"
Чтобы молодые педагоги с интересом познавали выбранную профессию, не испытывали неуверенность и разочарование, мы реализуем программу «Молодой педагог – начало пути». Одной из важнейших задач мы считаем приобщение молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединение вокруг традиций ДОО.
Одна из форм реализации нашей программы – система наставничества. Хорошим наставником становится педагог с высокими профессиональными качествами, которого ценят и уважают коллеги и родители детей. Чтобы совместная работа принесла результат, необходимо получить согласие потенциального наставника и молодого педагога работать вместе. Если они не настроены на работу друг с другом, наставничество не даст результата. Работать им предстоит долго – программа наставничества рассчитана на три года.
В первый год реализации программы очень важна работа наставника - он делится своим педагогическим опытом, помогает пережить страхи и переживания своего подопечного. Наставник и молодой педагог в начале сентября изучают план работы на год (см. программу), обсуждают наиболее трудные и важные мероприятия, ожидаемые результаты в конце года работы. Одним из важных результатов мы считаем не только рост профессиональной компетенции молодых педагогов, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности, но и готовность молодого педагога к саморазвитию.
Важный момент!!! Наставника необходимо тоже поддержать, потому что эта работа увеличивает его нагрузку и занимает рабочее время. Чтобы сделать для педагога наставничество более привлекательным, мы устанавливаем доплату из стимулирующего фонда и предлагаем ему самостоятельно выбрать, кого из молодых специалистов он возьмет в подопечные.
К концу первого года реализации программы молодой воспитатель должен уметь проектировать и разрабатывать рабочую программу в соответствии с требованиями ФГОС ДО, вести календарно-тематическое планирование. На второй год наставничества задача наставника – подготовить молодого воспитателя к аттестации, которую он должен будет пройти. Также они совместно разрабатывают и применяют формы методической работы, с помощью которых воспитатель реализует образовательную деятельность в своей группе. Эти задачи отражаются в плане взаимодействия наставника и молодого воспитателя на второй год.
В ходе реализации программы мы практикуем ежемесячные личные беседы по отдельности с наставником и молодым педагогом. На них мы обсуждаем уровень прогресса молодого воспитателя, с какими трудностями в работе сталкиваются, какие интересы появляются, что еще хочется узнать и попробовать реализовать на практике. Это позволяет быстро вносить коррективы в работу, делать систему наставничества более результативной.
Также раз в два-три месяца руководитель программы приходит к молодому педагогу на открытые занятия, чтобы определить уровень развития его навыков.
Чтобы оценить профессиональные навыки молодого специалиста, мы используем диагностическую карту (мы взяли ее из журнала «Справочник руководителя дошкольной организации»):
Диагностическая карта
оценки навыков молодого педагога
Молодой педагог _____________________________
Наставник ___________________________________
Инструкция: оцените навыки молодого педагога по шкале:
- 3 балла – высокий уровень;
- 2 балла – средний уровень;
- 1 балл – развитие навыка не проявляется.
Подсчет баллов: отметьте знаком (+) в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка. Посчитай все знаки (+) по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.
В карте навыки прописаны по группам. Так можно быстрее увидеть, какое направление в профессиональном развитии молодому педагогу поставить в приоритет.
В выводе прописывается общая оценка навыков педагога по окончании наставничества.
Важные моменты управленческой деятельности
Документы для организации работы по наставничеству:
1. Положение о наставничестве.
2. Протокол педсовета о принятии решения о закреплении педагогов-наставников за молодыми специалистами.
3. Приказ об организации наставничества в ДОО, включающий закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами.
Одной из самых важных и самой трудной задачей наставника затем становится знакомство и обучение внутренней системе оценки качества образования в ДОО (далее – ВСОКО). В нашем ДОО ВСОКО проводится по системе мониторинга МКДО. Наставник изучает с молодым педагогом организацию проведения ВСОКО, вместе отрабатывают инструментарий, оттачивают умение правильно фиксировать результаты в оценочных листах. Почему это важно? По этой системе каждый педагог проводит самоанализ своей деятельности и проходит экспертную оценку (с участием внешних экспертов – наших родителей). Поэтому эта работа для нас очень важна. Наш молодой специалист не только должен уметь это делать, но, и это очень важно, должен уметь спокойно ее проходить (без стресса и срывов). Поэтому наставник всегда рядом с молодым специалистом.
Следующим направлением становится работа по профессиональному развитию молодых педагогов и совершенствованию педагогической работы. Наставник вводит молодого педагога в объединения наших педагогов (творческие и рабочие группы), знакомит специалиста с тем, что в нашем ДОО предусмотрено время в течение рабочего дня для профессионального развития, предоставляет молодому педагогу актуальную информацию о программах повышения квалификации как дистанционно, так и с отрывом от работы. Все это позволяет молодому специалисту получить информацию о новых технологиях и методах педагогической работы, возможность пройти обучение для их освоения. Конечно, профессиональное развитие молодого педагога проводится с учетом текущего уровня его профессионального развития и индивидуальных целей профессионального развития с учетом интересов и инициативы самого молодого специалиста.
Затем наставник обучает молодого специалиста работе в команде для достижения высокой слаженности работы всей команды нашего ДОО при реализации инновационной деятельности. Молодой педагог активно участвует в педагогических мастер-классах, у него появляется возможность попробовать свои силы в профессиональных конкурсах (сначала внутри нашего ДОО, а затем дистанционные и сочным участием).
По окончании программы «Молодой педагог – начало пути» наш воспитатель не остается один на один с собой. Руководитель программы, наставник, руководители рабочих групп и проектов всегда оказывают профессиональное сопровождение. Оно выражается в анализе текущей педагогической работы, планированию/проектированию улучшений, реализации и снова анализ эффективности реализованных улучшений. Мы стараемся привлечь все заинтересованные стороны в совершенствование педагогической работы. Это полезно для всех!
Наши педагоги активно обмениваются опытом работы с коллегами из других групп ДОО, получают расширенную обратную связь по итогам ВСОКО. Это позволяет определить сильные стороны и стороны, требующие совершенствования, риски и возможности в сфере развития качества педагогической работы.
Важные моменты управленческой деятельности
Работая в команде, молодой педагог вовлекается в доступное пространство для индивидуальных и профессиональных бесед педагогов и групповых обсуждений с целью совершенствования качества педагогической работы (методический кабинет, рабочие места с выходом в интернет, библиотека методических ресурсов и т.д.). Мы стараемся, чтобы среда нашего ДОО развивалась и адаптировалась с учетом потребностей, ожиданий, возможностей, интересов и инициативы наших педагогов. Мы стараемся создать развернутые пространства для освоения новых методов, материалов, развития навыков педагогической работы с этими материалами.
Таким образом строится работа с молодыми педагогами в нашем ДОО. Если у вас есть интересный опыт мы с удовольствием с ним познакомимся.