Программа "Молодой педагог - начало пути"

Чтобы молодые педагоги с интересом познавали выбранную профессию, не испытывали неуверенность и разочарование, мы реализуем программу «Молодой педагог – начало пути». Одной из важнейших задач мы считаем приобщение молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединение  вокруг традиций ДОО.

Одна из форм реализации нашей программы – система наставничества. Хорошим наставником становится педагог с высокими профессиональными качествами, которого ценят и уважают коллеги и родители детей. Чтобы совместная работа принесла результат, необходимо получить согласие потенциального наставника и молодого педагога работать вместе. Если они не настроены на работу друг с другом, наставничество не даст результата. Работать им предстоит долго – программа наставничества рассчитана на три года.

В первый год реализации программы очень важна работа наставника -  он делится своим педагогическим опытом, помогает пережить страхи и переживания своего подопечного. Наставник и молодой педагог в начале сентября изучают план работы на год (см. программу), обсуждают наиболее трудные и важные мероприятия, ожидаемые результаты в конце года работы.  Одним из важных результатов мы считаем не только рост профессиональной компетенции молодых педагогов, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности, но и готовность молодого педагога к саморазвитию.

Важный момент!!! Наставника необходимо тоже поддержать, потому что эта работа увеличивает его нагрузку и занимает рабочее время. Чтобы сделать для педагога наставничество более привлекательным, мы устанавливаем доплату из стимулирующего фонда и предлагаем ему самостоятельно выбрать, кого из молодых специалистов он возьмет в подопечные.

К концу первого года реализации программы молодой воспитатель должен уметь проектировать и разрабатывать рабочую программу в соответствии с требованиями ФГОС ДО, вести календарно-тематическое планирование. На второй год наставничества задача наставника – подготовить молодого воспитателя к аттестации, которую он должен будет пройти. Также они совместно разрабатывают и применяют формы методической работы, с помощью которых воспитатель реализует образовательную деятельность в своей группе. Эти задачи отражаются в плане взаимодействия наставника и молодого воспитателя на второй год.

В ходе реализации программы мы практикуем ежемесячные личные беседы по отдельности с наставником и молодым педагогом. На них мы обсуждаем уровень прогресса молодого воспитателя, с какими трудностями в работе сталкиваются, какие интересы появляются, что еще хочется узнать и попробовать реализовать на практике. Это позволяет быстро вносить коррективы в работу, делать систему наставничества более результативной.

Также раз в два-три месяца руководитель программы приходит к молодому педагогу на открытые занятия, чтобы определить уровень развития его навыков.

Чтобы оценить профессиональные навыки молодого специалиста, мы используем диагностическую карту (мы взяли ее из журнала «Справочник руководителя дошкольной организации»):

Диагностическая карта

оценки навыков молодого педагога

Молодой педагог _____________________________

Наставник ___________________________________

Инструкция: оцените навыки молодого педагога по шкале:

- 3 балла – высокий уровень;

- 2 балла – средний уровень;

- 1 балл – развитие навыка не проявляется.

Подсчет баллов: отметьте знаком (+) в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка. Посчитай все знаки (+) по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.

Прогностические навыки

Баллы

1

2

3

1

Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО

2

Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО

3

Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО

4

Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду по интересам и возрасту детей

5

Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка

Организаторские и коммуникативные навыки

1

Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана

2

Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилияХочу такой сайт

3

Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе освоения ООП ДО

4

Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками

5

Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО

6

Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества

7

Умеет сочетать требование к детям и родителям с глубоким уважением к ним

Аналитические навыки

1

Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями в ООП ДО

2

Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков

3

Может оценить уровень психолого-педагогической подготовленности ребенка к школе

4

Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами

В карте навыки прописаны по группам. Так можно быстрее увидеть, какое направление в профессиональном развитии молодому педагогу поставить в приоритет.

В выводе прописывается общая оценка навыков педагога по окончании наставничества. 

Важные моменты управленческой деятельности

Документы для организации работы по наставничеству:

1.      Положение о наставничестве.

2.      Протокол педсовета о принятии решения о закреплении педагогов-наставников за молодыми специалистами.

3.      Приказ об организации наставничества в ДОО, включающий закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами.

Одной из самых важных и самой трудной задачей наставника затем становится знакомство и обучение внутренней системе оценки качества образования в ДОО (далее – ВСОКО). В нашем ДОО ВСОКО проводится по системе мониторинга МКДО.  Наставник изучает с молодым педагогом организацию проведения ВСОКО, вместе отрабатывают инструментарий, оттачивают умение правильно фиксировать результаты в оценочных листах. Почему это важно? По этой системе каждый педагог проводит самоанализ своей деятельности и проходит экспертную оценку (с участием внешних экспертов – наших родителей). Поэтому эта работа для нас очень важна. Наш молодой специалист не только должен уметь это делать, но, и это очень важно, должен уметь спокойно ее проходить (без стресса и срывов). Поэтому наставник всегда рядом с молодым специалистом.
 

Следующим направлением становится работа по профессиональному развитию молодых педагогов и совершенствованию педагогической работы. Наставник вводит молодого педагога в объединения наших педагогов (творческие и рабочие группы), знакомит специалиста с тем, что в нашем ДОО предусмотрено время в течение рабочего дня для профессионального развития, предоставляет молодому педагогу актуальную информацию о программах повышения квалификации как дистанционно, так и с отрывом от работы. Все это позволяет молодому специалисту получить информацию о новых технологиях и методах педагогической работы, возможность пройти обучение для их освоения. Конечно, профессиональное развитие молодого педагога проводится с учетом текущего уровня его профессионального развития и индивидуальных целей профессионального развития с учетом интересов и инициативы самого молодого специалиста.   

Затем наставник обучает молодого специалиста работе в команде для достижения высокой слаженности работы всей команды нашего ДОО при реализации инновационной деятельности. Молодой педагог активно участвует в педагогических мастер-классах, у него появляется возможность попробовать свои силы в профессиональных конкурсах (сначала внутри нашего ДОО, а затем дистанционные и сочным участием).

По окончании программы «Молодой педагог – начало пути» наш воспитатель не остается один на один с собой. Руководитель программы, наставник, руководители рабочих групп и проектов всегда оказывают профессиональное сопровождение. Оно выражается в анализе текущей педагогической работы, планированию/проектированию улучшений, реализации и снова анализ эффективности реализованных улучшений. Мы стараемся привлечь все заинтересованные стороны в совершенствование педагогической работы. Это полезно для всех!

Наши педагоги активно обмениваются опытом работы с коллегами из других групп ДОО, получают расширенную обратную связь по итогам ВСОКО. Это позволяет определить сильные стороны и стороны, требующие совершенствования, риски и возможности в сфере развития качества педагогической работы.

Важные моменты управленческой деятельности

Работая в команде, молодой педагог вовлекается в доступное пространство для индивидуальных и профессиональных бесед педагогов и групповых обсуждений с целью совершенствования качества педагогической работы (методический кабинет, рабочие места с выходом в интернет, библиотека методических ресурсов и т.д.). Мы стараемся, чтобы среда нашего ДОО развивалась и адаптировалась с учетом потребностей, ожиданий, возможностей, интересов и инициативы наших педагогов. Мы стараемся создать развернутые пространства для освоения новых методов, материалов, развития навыков педагогической работы с этими материалами.

Таким образом строится работа с молодыми педагогами в нашем ДОО. Если у вас есть интересный опыт мы с удовольствием с ним познакомимся.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie