Первые шаги по проекту
Еще на этапе разработки программы развития нашего ДОО мы обсуждали, какими способами мы будем решать ее задачи. На наш взгляд, самым эффективным оказался проектный метод. Зачем это в управленческой деятельности? Ответ очевиден: возможность создать управленческую команду, привлечь активных педагогов к управленческой деятельности (а это умение мыслить по-другому, умение выдвигать идеи, умение принимать решение и разделять ответственность). Участие в проектах повышает уровень компетенции педагогов и качество образования в ДОО в целом.
В своей работе мы понимали, что должны быстро реагировать на запросы наших родителей, нам хотелось, чтобы у нашего детского сада был высокий имидж, а для этого необходимо искать способы интенсивного развития. Идти вперед (заниматься инновационной деятельностью) невозможно без изменения структуры управления. Решать управленческие задачи мы решили через проект.
Нами был проведен SWOT-анализ работы детского сада (см. программу развития). Анализ помог нам выявить наши преимущества и проблемы, и понять, будет ли актуален проект, который мы задумали, для нашего дошкольного учреждения. Также мы оценили, соответствует ли управленческий проект целям, задачам и общей логике концепции развития дошкольного учреждения.
Затем мы вынесли управленческий проект на согласование с коллегиальным органом управления (педагогический совет) – это необходимо, потому что такая компетенция прописана в нашем «Положении о педагогическом совете». А еще – это нужно для того, чтобы педагоги имели полное представление о том, над чем мы будем работать, открыто обсудить наши возможности и возможные проблемы. Такая открытость создает доверие в коллективе: каждый понимает, если хочет – может участвовать в проекте, если еще не готов – это не проблема (это нормально), можно побыть наблюдателем, группой поддержки или можно попробовать выполнить какое-то небольшое конкретное задание по проекту. Это все дает мотивацию для самопознания и саморазвития каждого педагога. Поэтому мы очень подробно обсуждаем на педсовете актуальность и необходимость проекта, определяем состав рабочей группы для разработки и внедрения проекта.
Начали мы с разработки «Положения о рабочей группе». Для себя мы определили сразу, что положение будет одно (единым, регулировать деятельность разных групп по разным направлениям), а рабочие группы будут формироваться под конкретные задачи проектов.
Первая наша рабочая группа состояла из заведующего, заместителя заведующего по ВМР, заместителя заведующего по АХР, троих опытных воспитателей, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя. К сведению, руководить проектом или рабочей группой не обязательно должен заведующий или методист. В каждом дошкольном учреждении есть педагоги с опытом работы или педагоги, мотивированные на собственное развитие, а работа в проекте развивает управленческие навыки и ответственность. Руководителем управленческого проекта стала заместитель заведующего по ВМР Калчева Юлия Викторовна, руководителем проекта «Детская универсальная STEAM-лаборатория» стала педагог с высшей квалификационной категорией Ильюшкина Галина Александровна, руководителем проекта по созданию семейного центра «Родитель+» стала воспитатель с первой квалификационной категорией Тихонова Наталья Николаевна.
Чтобы эффективно использовать время работы в рабочих группах, каждому члену группы было поручено изучить отдельный проблемный вопрос. Например, изучить материально-техническое состояние до начала преобразования (так сказать на старте, и что потребуется для преобразований), подобрать формы работы с педагогическим коллективом, определить пути и методы достижения целей, найти интересные новые технологии.
Очень важно, когда члены рабочей группы завершат работу, обсудить все проблемные вопросы. Необходимо каждому члену рабочей группы познакомить коллег с результатом своих исследований и предложить, как адаптировать полученную информацию для условий дошкольного учреждения. Это необходимо сделать обязательно, чтобы не было «радужных иллюзий», что все будет легко (чтобы получить результат, необходимо четко понимать, что предстоит сделать и возможные трудности).
Для себя мы определили трудности и возможные пути их преодоления:
- высокая стоимость учебно-методического комплекта «Детская универсальная STEAM-лаборатория» (нам необходимо для начала как минимум два набора) – решили ввести платные образовательные услуги, чтобы иметь возможность приобретать все необходимое;
- есть кабинет, в котором можно сделать лабораторию (кабинет познавательного развития), есть познавательные уголки в каждой группе, но их оснащение недостаточно соответствует современным требованиям к созданию развивающей среды – решили изучить книгу «Современный детский сад. Каким он должен быть» О.А. Шиян, преобразовать среду в кабинете и группах, чтобы детям было удобно проводить эксперименты, наполнить центры познавательного развития автодидактическим материалом;
- педагоги не сразу согласились на изменение группового пространства (было очень трудно отказаться от расположения мебели по периметру) – решили погрузить наших педагогов в лучший опыт российских коллег (нужна была практическая «насмотренность», что это реально сделать и это безопасно). Управленческая команда активно подключалась к «передвижкам» мебели в каждой группе, повышая мотивацию педагогов, и, конечно, насыщение развивающей среды необходимыми материалами (магнитные доски, мудборды, кресла-мешки, напольные покрытия и др.).
Для каждого мероприятия проекта мы описали ожидаемые результаты. Все ожидаемые результаты измеримы – имеют конкретные индикаторы (см. программу развития). В качестве результатов мы можем констатировать: преобразование развивающей среды во всех группах, повышение профессиональной компетенции педагогов (72% педагогов имеют квалификационную категорию, педагоги научились преобразовывать развивающую среду, научились создавать автодидактические материалы для познавательного, математического и речевого центров).
Свой опыт работы мы представили коллегам нашего города на августовской конференции (заведующий Антонова Л.Г. «Современному ребенку – современный педагог», заместитель заведующего по ВМР Калчева Ю.В. «Образовательная практика внедрения STEAM – лаборатории в дошкольной образовательной организации»), на заседании ассоциации педагогов Калужской области (март 2022 года) – воспитатель Минакова О.П. «Ключевые принципы организации образовательной среды в детском саду».