Позиции анализа |
1 |
2 |
3 |
Комментарии эксперта |
1. В группе есть несколько удобно обустроенных центров активности, в которых дети могут играть по своему выбору, не мешая друг другу |
|
|
|
|
2. Дети не конкурируют из – за игрушек и места для игры |
|
|
|
|
3. Детям не приходится долго ждать в очереди, чтобы поиграть |
|
|
|
|
4. Среда легко трансформируется – может меняться в зависимости от потребностей и интересов детей, образовательной темы (складные материалы, ширмы, доски на колесиках для перемещения построек, крупные модули, коврики, которые можно раскатать и создать новое место для игры, занавески и т.п.) |
|
|
|
|
5. Педагог вводит понятные детям правила (например, сколько детей могут находиться в одном центре одновременно) |
|
|
|
|
6. В группе много предметов с незакрепленной функцией, которые можно использовать, как предметы - заместители |
|
|
|
|
7. Среда вариативна, предполагает сменяемость наполнения центров активности, есть отдельное место для хранения дополнительных материалов, которые дети могут брать по своему желанию |
|
|
|
|
8. Материалы для игр размещены в прозрачных емкостях с понятной детям маркировкой – символом или словом |
|
|
|
|
9. Созданы условия для свободного доступа детей к оборудованию, игрушкам, самостоятельного использования материалов (например, к материалам и игрушкам легко подойти, открыть контейнер или достать игрушку с открытой полки) |
|
|
|
|
10. Есть разделение на шумную и тихую зону, дети не мешают друг другу |
|
|
|
|
11. Педагог помогает детям самим участвовать в оформлении центров (прикреплять поясняющие рисунки, правила поведения в группе, расписание дня и т.д.) |
|
|
|
|
12. В группе есть оборудованный уголок для отдыха и уютное место для уединения |
|
|
|
|
13. В оформлении среды много детских работ (фотографии, рисунки, поделки, высказывания, записанные взрослыми, ростомер с указанием имен и т.п.) |
|
|
|
|
14. Материалы в группе связаны с интересами детей и событиями, которые происходят в настоящий момент или недавно происходили в группе (фото недавних событий, сезонные плакаты, сделанные с активным детским участием, выставки по прошедшим темам и т.п. ) |
|
|
|
|
15. Многие материалы сделаны руками детей |
|
|
|
|
16. Детские работы разные благодаря тому, что дети сами выбрали, как реализовать свой замысел, даже если тема была задана педагогом |
|
|
|
|
17. Детские работы и другие материалы, предназначенные для детей, расположены так, чтобы их было удобно рассматривать (лучше на уровне глаз детей) |
|
|
|
|
18. Демонстрируются разные детские работы – из пластилина, глины, дерева, теста, оригами, рисунки, аппликация и т.п.) |
|
|
|
|
19. Дети участвуют в планировании образовательной деятельности в течение дня (например, на утреннем круге обсуждают планы на предстоящий день, выбирают виды деятельности, которым они хотели бы заниматься). Отражение данной деятельности наблюдается в предметной среде. |
|
|
|
|
20. В группе присутствуют элементы самостоятельного детского планирования (например, календари месяца и года, график запланированных дел, список интересующих детей тем, список детских вопросов, модель недели, календарь дней рождения и т.п.) |
|
|
|
|
21. Дети – авторы групповых традиций |
|
|
|
|
22. Надписи хорошо видны детям, понятны и обращены к ним (на уровне глаз детей, крупные буквы, это м/б название группы, список дежурств, меню, календарь наблюдений за погодой и т.п.) |
|
|
|
|
23. Значение надписей может быть легко расшифровано детьми (благодаря месту размещения или с помощью картинки) |
|
|
|
|
24. Педагог поощряет детей использовать письмо в реальном общении (создавать приглашения и афиши для родителей), в сюжетной игре (сделать меню в ресторан, написать рецепт или сделать самодельный календарь), а также для самовыражения (помогая создавать подписи к фотографиям, самодельные книжки и т.п.) |
|
|
|
|
25. Воспитатель время от времени записывает печатными буквами то, что говорят дети. Эти записи размещаются так, чтобы дети могли их увидеть. |
|
|
|
|
26. Воспитатель поддерживает попытки детей писать буквы, приветствует создание надписей, помогает разместить их в группе (например, буквы имени для шкафчиков, надписи на материалах и т.п.) |
|
|
|
|
27. Некоторые книги книжного уголка связаны с детскими интересами и той темой, которая в данный момент обсуждается в группе |
|
|
|
|
28. Рядом с книжными уголками имеется мягкая мебель, к которым легко подойти и самостоятельно выбрать книгу |
|
|
|
|
29. В группе есть место, где выставлены самодельные книги детей, поддерживается интерес к самостоятельному изготовлению книг. |
|
|
|
|
30. Созданы условия для практического использования цифр (календари, дни рождения детей, нумерация кроватей, шкафчиков и т.п.) |
|
|
|
|
31. В группе созданы условия для счёта предметов (счёты, свободно передвигающиеся бусины на веревочке, ячейки для сортировки мелких предметов по обозначенному количеству, наборы мелких однородных предметов) |
|
|
|
|
32. В математических центрах имеются разные виды весов, предметы для взвешивания; разные виды линеек; приборы для измерения времени) |
|
|
|
|
33. В группе есть математические настольно – печатные игры |
|
|
|
|
34. В группе имеются дидактические материалы со схемами (танаграм, «Сложи узор», палочки Кюизинера и т.п.) |
|
|
|
|
35. Модель дня предусматривает такую форму организации, как общий круг, в котором есть возможность математических действий и фиксации результатов (работа с календарем и определение даты, статистика – сколько мальчиков, сколько девочек и т.п.) |
|
|
|
|
36. В группах старшего возраста есть свидетельства самостоятельных детских исследований с использованием пересчёта – сколько в группе мишек, машинок и т.п.; измерений – например, сколько в одном метре ладошек, ступней; фиксация измерения роста детей |
|
|
|
|
37. Детям предоставляется выбор – участвовать в работе с техническими средствами или заниматься другими интересными для них видами деятельности |
|
|
|
|
38. Среда насыщена разнообразными материалами для разных видов активности детей, среди материалов представлены и информационно – технические средства, доступные детям (игрушечные или настоящие) |
|
|
|
|
39. В группе установлены правила использования технических средств. Дети участвуют в их установлении |
|
|
|
|
40. Ребенок может выбрать деятельность, связанную с использованием ИТ средств. При этом продолжительность единовременного взаимодействия для устройств с дисплеем соответствует СанПиН |
|
|
|
|
41. Результаты детских наблюдений и исследований обязательно фиксируются |
|
|
|
|
42. Результаты текущих и прошедших исследований и наблюдений размещаются в группе в свободном доступе |
|
|
|
|
43. Уголки науки доступны в течение всего дня, оборудование в рабочем состоянии, его хорошо видно |
|
|
|
|
44. Во всех уголках и центрах имеются материалы, обладающие свойством автодидактичности. Ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого уловить скрытый способ действия с ним |
|
|
|
|
45. В уголках науки на уровне глаз детей размещены правила пользования некоторыми предметами и материалами (схемы, алгоритм действий, надписи, сделанные детьми) |
|
|
|
|
46. В группе есть схемы проведения некоторых опытов; представлен результат наблюдений в виде записей, рисунков детей, фотографии детской деятельности |
|
|
|
|
47. Созданы условия для фиксации детьми результатов своих исследований (в доступе карандаш, бумага, фотоаппарат) |
|
|
|
|
48. В группе созданы условия для наблюдения за изменениями в живой природе прорастание семян, рост растений, размножение черенками и т.п.) |
|
|
|
|
49. В книжном уголке есть книги или альбомы по искусству |
|
|
|
|
50. В группе представлено много работ детей, они разнообразны и индивидуальны. Некоторые работы сделаны коллективно |
|
|
|
|
51. Работы оформлены, подписаны, имеют названия |
|
|
|
|
52. Работы располагаются на уровне глаз ребенка |
|
|
|
|
53. Рисунки и поделки отражают текущую образовательную деятельность |
|
|
|
|
54. В группе имеются незаконченные произведения, работа над которыми длится несколько дней |
|
|
|
|
55. Материалы всех центров хорошо организованы и удобны в уборке (например, коробка с мелкими кубиками не требует особых правил укладки деталей; наборы для СР игр – укладки материала по особым ячейкам; элементы костюмов – тщательного развешивания на вешалках) |
|
|
|
|
56. Педагог вместе с детьми создает наглядные модели – подсказки, чтобы помочь им самостоятельно одеться на прогулку, сервировать стол и т.п. |
|
|
|
|
57. Детям доступны разнообразные материалы, позволяющие им получить опыт понимания своего тела и внутреннего состояния (бытовые приборы для измерения параметров тела – весы, ростомер, прибор для измерения температуры, сердцебиения и т.п.) |
|
|
|
|
58. В группе имеются наглядные материалы, напоминающие детям о правилах здорового образа жизни, в том числе сделанные самими детьми |
|
|
|
|
59. В помещении группы организована специальная зона двигательной активности, доступная детям во время свободной деятельности (горки, оборудование для лазанья, скалодром с матами, скакалки, мячи разного размера, кольцеброс и т.п.) |
|
|
|
|
60. Есть свидетельства уважения взрослых к результатам детской деятельности (фотографии поделок, построек, зарисовки, схемы, образцы детских записей и т.п.) |
|
|
|
|
61. В непосредственной близости от материалов выделено удобное место для занятий с этим материалом, обозначены правила работы с материалом |
|
|
|
|